...Но, впрочем, давайте о деле, - давайте о процессном управлении.
В процессном управлении есть на самом деле всего два важных принципа, - два или пять.
Я старая женщина, я давно живу, ̶
к̶о̶л̶е̶н̶к̶и̶ ̶м̶о̶и̶ ̶у̶ж̶е̶ ̶н̶е̶ ̶т̶а̶к̶ ̶о̶с̶т̶р̶ы̶,̶ ̶к̶а̶к̶ ̶р̶а̶н̶ь̶ш̶е̶,̶
я видела много провалившихся попыток "сделать красиво по бизнес-процессам",
а объединяло их все примерно следующее:
ПЕРВОЕ.
Пару месяцев назад я читала книжку "Жёсткий менеджмент" Дэна Кеннеди.
Он замечательный: говоря о менеджменте, не утруждает себя многозначительным враньём.
...Дэн говорит так: большинство людей работать не хотят, и, если вы только дадите им возможность, то и не будут.
У них нет мотивации "К" - к повышению, к самоуважению, к премии,
но есть мотивация "ОТ" - от интенсивного труда,
от тщательности,
от стресса, вызванного самим фактом, что результат будет оценен.
Представили себе этих людей?
Как вы думаете, им ваша идея с бизнес-процессами понравится?
Правильно.
Она им не понравится.
Заикнётесь только о возможности появления подобной затеи, и по внутренним коммуникационным сетям полетят тысячи маленьких стрелочек с ядом.
Займётесь описанием as is - вас все начнут на всякий случай обманывать.
Вы им: сколько времени занимает экспертиза договора?
А они вам: да кто ж его знает, насяльника, - может, день, а может, и пять.
(Это называется фрагментарное экономическое мышление: разницу между днём и пятью они не понимают, но разницу между зарплатой и её половиной почему-то видят отлично.)
Таким образом, первая из губительных предпосылок для "внедрения бизнес-процессов" - это плотное мощное всеобщее противодействие.
Смотрим дальше.
ВТОРОЕ.
...Но вы-то, вы! А вы-то хороши!... Вы как будто не знали, что оно так будет!...
И как вы планировали работать с сопротивлением? А? Не слышу? ̶м̶а̶л̶о̶ ̶т̶о̶г̶о̶,̶ ̶ч̶т̶о̶ ̶к̶о̶л̶е̶н̶к̶и̶ ̶н̶е̶ ̶о̶с̶т̶р̶ы̶е̶,̶ ̶т̶а̶к̶ ̶е̶щ̶ё̶ ̶и̶ ̶г̶л̶у̶х̶а̶я̶
Правильно, в большинстве случаев вы это не планировали никак.
А как надо было?
Надо было:
1. Объяснить людям, что если мы не внедрим бизнес-процессы, всем нам, - им, - от рынка придёт полная и безоговорочная хана.
(Некоторые товарищи рекомендуют объяснять людям, что, напротив, если ВНЕДРИМ бизнес-процессы, всем будет полное и безоговорочное счастье, но это какие-то молоденькие идеалисты, а я, - старая глухая женщина с коленками, - я живу давно,
я познала людей,
поэтому точно вам говорю, что в России в потенциальную хану верят гораздо больше, чем в потенциальное счастье.)
2. Найти пару-тройку таких же адреналинщиков, как вы сами, которые уже и на мотике поносились, и с парашютом попрыгали, и в Амазонке поплавали, - теперь вот хотят бизнес-процессы повнедрять.
3. Чётко, конкретно, со сроками договориться с ребятами о том, что, когда, зачем и как будет, - понятно и наглядно всё это записать и нарисовать.
4. Убедительно и с примерами объяснять всем, как будет хорошо, когда всё получится.
5. Хвалить тех, кто слушается; объяснять тем, кто не понимает; уничтожать тех, кто саботирует, всех воспитывать и обучать.
6. Подстроить какой-нибудь убедительный и значительный заведомый успех, вовлечённых щедро прилюдно вознаградить.
7. Снова хвалить тех, кто слушается; объяснять тем, кто не понимает; уничтожать тех, кто саботирует, всех воспитывать и обучать.
8. Описать и зафиксировать чёткие правила, по которым отныне и впредь за всё, касающееся бизнес-процессов, в компании в ав-то-ма-ти-чес-ком порядке будут хвалить, объяснять, обучать, воспитывать и уничтожать.
(А кто узнал творчески процитированную мною модель, тот молодец и вообще очень умный.)
ТРЕТЬЕ.
Что ещё менеджмент в большинстве случаев делает неправильно?
Вы знаете, одну очень простую, очевидную, совершенно фатальную вещь: пишет непонятно.
Увлекается IDEFом, CFFом, BPMNом, вмещает на лист А4 пять-семь уровней декомпозиции, снабжает картинку текстовым описанием страничек на сорок пять - восемьдесят...
Забывает, что нотации для нас, а не мы для нотаций.
Никому нафиг не нужны эти чёртовы процессные схемки, если никто не будет в состоянии их прочитать ̶а̶ ̶л̶ю̶д̶и̶ ̶с̶е̶й̶ч̶а̶с̶ ̶о̶ч̶е̶н̶ь̶,̶ ̶о̶ч̶е̶н̶ь̶ ̶г̶л̶у̶п̶ы̶е̶.̶
...тут уже вопрос к экономическому мышлению самого менеджмента.
Я бы настоятельно рекомендовала менеджменту по утрам выходить на кухню,
потягиваться,
съедать банан,
выпивать чашечку эспрессо
и задаваться вопросом: а на хрена я оплачиваю весь этот цирк?
...Обслуживаем ли мы клиентов быстрее и лучше за счёт того, что пять методологов нарисовали пятьдесят квадратиков?...
...Как замена IDEFа на CFF заставила нашу постоянную клиентку тётю Машу покупать услуг не на тысячу рублей, а на полторы?
Иногда в этом месте выясняется, что управление по бизнес-процессам живёт своей насыщенной и сложной жизнью, а бизнес - совершенно своей, и связи неочевидны.
И никто из линейного персонала. генерирующего ценности, процессную схему не читал.
То есть, нет, поймите меня правильно, - это люди, они могут имитировать,
они, возможно, сдавали и даже сдали по процессной схеме какой-то тест, - а читать не читали, нет.
Потому что должно быть по делу, коротко, просто и понятно.
Короткий, простой и понятный рисунок на бумажке лучше "настоящей", "взрослой", процессной схемы, если такой рисунок помогает делать правильно работу быстро, а схема - нет.
...есть очень хороший тест этого дела: приходит новый сотрудник на работу.
Времени на подготовку - минимум, завтра в бой.
Руководитель искренне заинтересован в том, чтобы подчиненный быстро стал хорош.
Вот если руководитель даёт ему существующие в компании документы по бизнес-процессам, то, значит, он считает их эффективными.
Способными научить нового сотрудника алгоритму работы правильно и быстро.
А если он говорит: так, БП прочитаешь как-нибудь потом, сейчас на это нет времени,
А СЕЙЧАС я тебе "на пальцах" объясню, что надо делать, записывай!
- то всё,
вот оно всё ваше процессное управление потерпело сокрушительное фиаско,
оно не годится для быстрой точной работы в поле, - значит, оно не годится вообще.
ЧЕТВЁРТОЕ.
Для того, чтобы процессное управление было успешным, в компании должен быть какой-нибудь человек, получающий удовольствие от того, что его все ненавидят,
готовый ходить и постоянно задаваться вопросами, а что,
а почему,
а почему именно так,
а нельзя ли короче,
а можно ли быстрее,
а давайте всё перерисуем.
Он должен любить произносить проникновенные речи о том, что "быть менеджером означает быть владельцем процессов, а владелец процессов - это круг постоянных обязанностей по изменению, исправлению и улучшению, и, если ты, Вася, к этим обязанностям не готов, то ты, Вася, исполнитель, а не менеджер, и зарплату ты должен получить исполнительскую, а не менеджерскую, и так вплоть до 2020-го года, когда мы заменим тебя роботом",
попутно уворачиваясь от брошенных в него степлеров,
и проделывать это он должен не месяц, пока всем прикольно,
и не два,
и не три,
а несколько лет.
...В тесном сотрудничестве с HR-ом и PR-ом, прописывая, запечатывая, утрамбовывая, зафигачивая все процессные ценности в неформальную корпоративную культуру,
отслеживая, чтобы ценности процессного управления протекли во все карты компетенций,
требуя, чтобы вся политика продвижения и мотивации строилась в его контексте,
а также проявляя повышенную чувствительность к мышьяку.
Если вы не такой человек, и у вас такого человека нет, то ничего не выйдет, - потому что смотри пункт первый.
И ещё потому что, согласно постулату Надмана-Тушлера, оставшиеся без изменения подсистемы постараются вернуть изменившуюся подсистему в исходное состояние, потому что гомеостаз.
РЕЗЮМЕ:
- ничего не получится, если не иметь системного плана управления сопротивлением;
- ничего не получится, если что-то где-то для кого-то будет сложно и непонятно;
- ничего не получится, если несколько лет методично, упорно, упёрто, несгибаемо не выносить всем на эту тему мозг.
Такие простые три пункта, - простые, но не лёгкие,
а, напротив, дико трудные.
Поэтому и получается мало у кого.
Процессное управление
- Главная
- Блог
- Бизнес статьи
- Процессное управление
// Бизнес статьи
Автор: PM Angel
Скажи нет любым изменениям или надоело жить в эпоху перемен. Как правильно внедрить эффективные бизнес-процессы?
Поделиться
- Комментарии
- Вконтакте
Загрузка комментариев...
Категории
Это интересно
Облако тегов
50 проектов
Agile
Gartner
IPMA
jira
Kanban
M&A
MS Project
opm3
PDCA
PM
PMBOK
PMBOK7
PMI
PMP
PRINCE2
Project Manager
RUP
Scrum
waterfall
web-разработка
ZohoProjects
анти КСУП
Боль
веб-сервис
внедрение информационной системы управления проектами
внедрение корпоративной системы управления проектами
внедрение проектной методололгии
жизненный цикл проекта
зачем нужно проектное управление
информационная система управления проектами
ИСУП
коммуникации
конференция по управлению проектами
Корпоративная Система Управления Проектами
КСУП
Менеджер проекта
Менеджмент
менеджмент
менеджмент проектов веб-сервисы
Методология проектного управления
Мотивация
области управления проектами
Обучение управлению проектами
Онлайн-обучение
онлайн-тренинги по управлению проектами
Онлайн-школа
освоенный объем
погуби проектное управление
подборка
принимать решения
приоритезация
провал проекта
продакшн
Проектный офис
проекты
процессное управление
процессы управления проектами
регулярный менеджмент
Роман об управлении проектами
Руководитель проекта
сервисы
сертификация по управлению проектами
Стандарт управления проектами ГОСТ
строительные проекты
тайм-менеджмент
технология проектного управления
типы коммуникаций
типы контрактов
Тренинги
умение договариваться
умение спорить
Управление бюджетом
управление закупками
Управление идеями
управление инновациями
Управление интеграцией
Управление качеством
Управление коммуникациями
Управление персоналом
управление поручениями
Управление проектами
управление проектами
Управление проектами в органах государственной власти
Управление проектом
управление рисками
Управление содержанием
Управление сроками
Управление стейкхолдерами
управление хаосом
Фейковое проектное управление
финансовый анализ
ценность проектного управления
Цитаты об управлении проектами
Цифровая трансформация