Давайте предположим, что человека, которого вы любите больше всего на свете, только что подстрелили. Лежит на улице, истекая кровью и крича. Подходит парень и говорит вам «Отойди». Он оглядывает рану вашего любимого и достает перочинный ножик — собирается оперировать прямо на улице.
Вы спрашиваете: «Ты врач?»
Он отвечает: «Нет».
Вы говорите: «Но ты же знаешь, что делаешь, да?»
В этот момент парень выходит из себя. Он говорит, что он хороший, честный, что он всегда приходит вовремя. Он сообщает, что он отличный сын, его жизнь полна увлекательных хобби, и еще он гордится тем, что никогда не ругается матом.
Вы смущены: «Какое гребаное значение имеет это все, когда моя любовь лежит тут и истекает кровью! Мне нужен кто-то, кто знает, как оперировать огнестрельные ранения! Ты можешь или нет?!?»
И теперь парень начинает агитировать — чего ты такой поверхностный и эгоистичный? Тебя что? Не волнуют все эти его отличные качества? Ты не слышал, что он сказал тебе, что он всегда помнит день рождения своей девушки? И в свете всех этих крутых штук, неужели действительно имеет значение, умеет ли он оперировать?
В этот момент вы вскочите, схватите его своими окровавленными руками за плечи, встряхнете и заорете: «Да, ничего из этого дерьма не имеет значения, потому что это особенная ситуация, и мне нужен кто-то, кто может остановить кровотечение, ты больной гребаный ублюдок».
И вот она, моя ужасная вещь о взрослом мире: Вы в точно такой же ситуации каждый отдельно взятый день. И вы на месте того парня с перочинным ножом, а общество — истекающая кровью жертва стрельбы.
Если вы хотите знать, почему общество, похоже, вас избегает, или почему вас не уважают, так это потому что общество полно людей, которым что-то нужно. Им нужны построенные дома, им нужна еда, им нужны развлечения, им нужны удовлетворительные сексуальные связи. А вы прибыли на место чрезвычайной ситуации с перочинным ножиком в руках, просто в силу своего рождения — в момент, когда вы приходите в этот мир, вы становитесь частью системы, разработанной строго для того, чтобы прислушиваться к нуждам людей.
Или вы заморочитесь на задаче «прислушиваться к нуждам людей» и заработаете уникальный набор навыков, или мир выпнет вас под зад. И неважно, насколько вы добры, щедры и вежливы. Вы будете бедны, вы будете одиноки, вас выставят на мороз.
Это кажется жестоким, примитивным или материалистичным? Как насчет любви и доброты — неужели они ничего не значат? Конечно, значат. До тех пор пока они — следствие того, что вы делаете людям что-то, что они не могут получить в другом месте.
На этот счёт есть мнение: автор статьи совсем не прав, и хороший человек - это тоже профессия, в основе которой умение коммуницировать:
Любой человек, рождаясь на свет, сначала учится (по возможности) быть хорошим человеком, а потом уже - наращивает профессиональные навыки. Так что поправка: в кризисной ситуации, соответствующей вашей профессии, ваши профессиональные навыки могут оказаться важнее, чем человеческие, это правда. Но это продлится недолго, не стоит рассчитывать, что вся ваша жизнь будет один только кризис. Если вы на это рассчитываете - вы рассчитываете неверно. Рано или поздно никакие связи не смогут сделать ножку - маленькой, а душу большой, как говорил один король.
И кстати об овладении профессией. Хороший человек, коммуникативный, умеет слушать. Тот, кто умеет слушать, учится в разы быстрее того, кто слушать не умеет.
Не нужно думать, что мы так уж далеко ушли от животных - стаи основаны на коммуникации внутри стаи. Прежде всего любой человек от другого хочет получить хорошее отношение. Повторюсь, да, есть кризисы. Но если вы рассчитываете появляться на сцене только в кризисные ситуации - приготовьтесь к тому, что после кризиса от вас захотят избавиться как можно скорее. В прямом смысле этого слова.
Если вы хороший профессионал, но плохой человек - готовьтесь к тому, что как человек вы будете никому на хрен не нужны. Более того, нежелательны. Превращайтесь в робота, выращивайте кнопку "выкл", не то вас ждет один личностный кризис за другим.
И я склонен с этим мнением согласиться. Но вот что я вам скажу, друзья мои. Любой сколько-нибудь значимый проект - это кризис. Во-первых, потому, что проект порождает изменения, а люди их не любят, боятся. Во-вторых, по своей природе: сжатые сроки, ограниченный бюджет, требования к качеству, временный характер команды. Есть еще причины, но и этих достаточно.
Другими словами, для менеджера проектов в большинстве случаев выгоднее быть, в первую очередь, профессионалом, а не хорошим человеком. И так из проекта в проект. Вы сочувствуете бедному менеджеру? Я - да.
Как же ему быть, как жить во всем этом профессиональном кипятке? Хорошим человеком тоже ведь побыть хочется.
А очень просто: быть хорошим человеком - это естественный и удобный менеджерский инструмент. И тогда все сразу встает на свои места: быть хорошим человеком менеджеру просто [иногда] выгодно.
Кстати, классическая уже история от Тома ДеМарко про миску супа прекрасно подтверждает эту мысль:
На заре моей карьеры разработчика мне выпала честь работать в проекте под руководством Шерон Вайнберг. Эта женщина – яркий пример того, что я теперь привык называть просвещенным руководством. Как-то раз шел снег, и я, переборов свое болезненное состояние, притащился на работу, чтобы собрать нашу шаткую систему воедино – в демонстрационную версию для пользователей. Шерон зашла и обнаружила меня за клавиатурой. Она исчезла и вернулась через несколько минут с миской супа. Когда она влила в меня этот суп, я почувствовал прилив бодрости и спросил, как она умудряется находить время на такие вещи, ведь ей еще нужно решать столько вопросов, связанных с руководством проектом. Она улыбнулась своей неповторимой улыбкой и сказала: «Том, это и есть руководство».
И она была права - использование правильных инструментов в правильные моменты и есть руководство.
Даже если вы сами не очень хороший человек.